Министерская встреча «Большой двадцатки» в Рио-де-Жанейро: обращение к Глобальному Югу
В прошлом декабре к Бразилии перешло председательство в «Большой двадцатке». Это очередное председательство страны с развивающейся экономикой, череду которых начали Индонезия в 2022 и Индия в 2023 году, а продолжит в 2025 ЮАР. Нынешние бразильские власти хотят показать, что «Бразилия вернулась» на многостороннюю арену после эпохи Болсонару, и расширить роль Глобального Юга. Встречи «Большой двадцатки» — всегда поворотные моменты в международных отношениях, ведь на страны “«Большой двадцатки» приходится более 80% мирового ВВП и они могут играть важнейшую роль в отведении от мира опасности глобальной конфронтации.
«Большая двадцатка» может способствовать прогрессу в достижении таких важнейших мировых целей, как социальная инклюзия, экологические преобразования и реформирование системы многостороннего управления
«Большая двадцатка» — полезная площадка для обмена мнениями, но не совсем орган, принимающий решения. Тем не менее, успех бразильского председательства в ней особенно важен, поскольку призван показать, что, несмотря на политические разногласия, эта площадка может способствовать прогрессу в достижении таких важнейших мировых целей, как социальная инклюзия, экологические преобразования и реформирование системы многостороннего управления. Особенно сейчас, когда Россия, председательствующая в БРИКС, старается использовать эту вторую площадку как альтернативную для геополитической битвы нарративов.
Встреча министров иностранных дел «Большой двадцатки» в Рио-де-Жанейро также стала первой в своем роде встречей при постоянном членстве Африканского Союза. И это крайне важно, поскольку через 25 лет в Африке будет проживать четверть населения планеты. ЕС активно выступал за членство Африканского Союза в «Большой двадцатке», и я сердечно приветствовал его представителей в Рио.
На встрече мы обсудили свою коллективную роль в разрядке текущей международной напряженности и реформировании мировых финансовых институтов.
Снижение текущей международной напряженности
Самая неотложная международная проблема — это ситуация в Газе и на Ближнем Востоке. Участники встречи сошлись во мнении о том, что местное гражданское население находится в трагическом положении и в Газе гибнет слишком много невинных жителей. Уже 90% местного населения вынуждено было покинуть свои жилища, и эту рукотворную гуманитарную катастрофу нужно прекратить.
Я объяснил, что 26 из 27 стран ЕС призывают израильские власти не предпринимать военных действий в Рафахе и призывают к немедленному установлению гуманитарной паузы, которую можно будет перевести в длительное прекращение огня, а также к освобождению заложников без выдвижения каких-либо условий и более широкому и оперативному оказанию гуманитарной помощи.
Израиль должен соблюдать международное и гуманитарное право. Это должна делать каждая страна. Две страны ЕС просили нас оценить выполнение Израилем его обязательств в области прав человека в соответствии с Соглашением об ассоциации между Израилем и ЕС. Мы сделаем это в ближайшие недели. Это особенно важно в свете юридически обязательного предварительного решения Международного суда (МС).
На этот раз, кажется, все международное сообщество готово взять на себя обязательства по реализации модели двух государств
Самым знаковым моментом нашей встречи стало достижение консенсуса по поводу модели двух государств как единственного пути обеспечения долгосрочного мира и стабильности. Сейчас срочно необходимо остановить гуманитарную трагедию в Газе, но сразу после этого нужно наконец-то оперативно реализовать модель двух государств. На этот раз, кажется, все международное сообщество готово взять на себя обязательства по достижению этого результата. За отсутствием итогового коммюнике я попросил Министра иностранных дел Бразилии озвучить это всеобщее соглашение на его пресс-конференции, что он и сделал.
Поскольку на встрече был Министр иностранных дел России Лавров, у нас также была возможность решительно высказаться по поводу российской агрессивной войны и ее последствий по случаю второй годовщины начала полномасштабного вторжения в Украину.
Мы с министрами стран «Большой семерки» вновь твердо озвучили свою позицию касательно российской агрессии и ее последствий, дестабилизирующих не только Европу, но и весь мир. Мы отметили явное нарушение базовых принципов суверенитета и территориальной целостности из Устава ООН и серьезные негативные последствия этого для продовольственной и энергетической безопасности во всем мире. Мы также привлекли внимание к тому, как российский режим медленно убивал Алексея Навального.
Возвращение войны в Европу влияет и на общемировые инициативы по борьбе с голодом и нищетой, облегчению долговой нагрузки малоимущих стран и борьбе с изменением климата и утратой биологического разнообразия. Российская агрессия вынуждает нас перенаправлять финансовые ресурсы, предназначенные для устойчивого развития, на укрепление обороны и наращивание военного производства.
Меня впечатлило то, насколько в изоляции оказалась Россия на этой встрече «Большой двадцатки»
Как и ожидалось, Министр иностранных дел России Лавров повторил свою обычную риторику с массой лжи и передергиваний. Интересно, верит ли в это все даже сам Сергей Лавров. Потому что остальной мир явно не верит, ведь почти все представители стран Глобального Юга высказались в поддержку основных принципов Устава ООН, в частности, территориальной целостности и неприменения силы. Меня впечатлило то, насколько Россия в этом плане оказалась в изоляции.
Работа над реформой мировых структур управления
Тема реформирования мировых структур управления не часто всплывает в заголовках, но также весьма насущна. Многополярность уже стала для нас реальностью, но мультилатерализм, который должен быть ее основой и руководящим принципом, находится в глубоком кризисе. Его реформа — именно то, что нам нужно для оформления этой (теперь уже постоянной) многополярности в многосторонней системе. С увеличением числа игроков нужно совершенствовать правила игры, чтобы в нее можно было продолжать играть. Без этих правил нарастает энтропия, система становится все более хаотичной, что мы сейчас и видим.
Многосторонние структуры должны отражать современный мир, а не мир 1945 года
В ходе встречи было достигнуто широкое понимание того, что многосторонние структуры должны отражать современный мир, а не мир 1945 года. Нам нужна ООН, отвечающая сегодняшним и будущим запросам. Однако достичь согласия по конкретным аспектам по-прежнему весьма сложно. Ответ должен быть в том, чтобы не спешить с созданием новых институтов. Это дорого, долго и сложно. Самый реалистичный путь — улучшение уже имеющихся структур.
Участники встречи в Рио в целом сошлись в том, что необходимо преобразовать Совет Безопасности ООН, чтобы оптимизировать представленность в нем всех регионов, в особенности Африки, Латинской Америки и стран Карибского бассейна. И все больше случаев, когда решения Совета Безопасности блокируются наложением вето. Явно существует необходимость в изменении правил принятия решений в СБ ООН.
Кроме того, нужно провести реформу международных финансовых институтов, чтобы увеличить их потенциал с миллиардного до триллионного и изменить структуры управления для более эффективной поддержки реализации целей в области устойчивого развития и борьбы с изменением климата. Также срочно необходимо восстановить функциональность Всемирной торговой организации и к концу 2024 года получить полноценную, рабочую систему разрешения споров. Для ЕС это одна из первоочередных задач.
Саммит будущего, который ООН проведет в сентябре в Нью-Йорке, даст нам важную возможность продолжить процесс реформирования многосторонней системы. Но для успеха нужна активная подготовка к нему уже сейчас.