THIS CONTENT HAS BEEN ARCHIVED

Работа с нашими партнерами из Персидского залива после террористического нападения в прошлую субботу

Блог Верховного Представителя ЕС – В прошлый вторник, всего через несколько дней после смертоносного нападения террористов на Израиль, в Омане прошла 27-я министерская встреча Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Несмотря на наши различия, мы с партнерами из числа стран Персидского залива сошлись в таких важных вопросах, как осуждение любых нападений на мирное население, требование о немедленном освобождении заложников и стремление избежать негативных последствий для региона. Для оценки ситуации я также созвал неформальное заседание Совета ЕС по иностранным делам.

Разумеется, с прошлой субботы практически все мое внимание посвящено последствиям террористического нападения ХАМАС на Израиль. От имени 27 стран ЕС мы немедленно решительнейшим образом осудили эти атаки и выразили солидарность с Израилем, признавая его право на самооборону в соответствии с международным правом.

Решительное осуждение терроризма ХАМАС

В частности, я провел беседу с Министром иностранных дел Израиля Эли Коэном, чтобы выразить ему солидарность со стороны ЕС, наше решительное осуждение терроризма ХАМАС и необходимость соблюдения международного гуманитарного права во избежание дальнейших жертв среди мирного населения. Я также провел беседу с палестинским Премьер-министром Мухаммедом Штайе, обратившись к Палестинской национальной администрации с просьбой содействовать прекращению военных действий.

В воскресенье я прибыл в Оман, чтобы выступить сопредседателем 27-го заседания Совместного Совета ЕС и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГП),  а также поучаствовать в двусторонних встречах с властями Омана и другими партнерами со стороны ССАГП.

Во всех беседах центральной темой был кризис на Ближнем Востоке. Эта встреча между европейцами и нашими партнерами из числа стран Персидского залива не могла быть рядовой. У нас с коллегами из ССАГП состоялась обстоятельная и откровенная беседа. Несмотря на неоспоримые различия во взглядах, мы смогли сойтись в ряде важных вопросов, что нашло отражение в заявлении сопредседателей, где мы осудили любые нападения на мирное население, потребовали немедленного освобождения заложников и соблюдения международного гуманитарного права, включая доступ мирного населения Газы к воде, продовольствию и электроэнергии.

Министры стран ЕС и ССАГП также поддержали работу по возобновлению ближневосточного мирного процесса и поиску решения на основе концепции «два государства для двух народов», которую еще до нынешнего кризиса начали Саудовская Аравия, Европейский Союз и Лига арабских государств в сотрудничестве с Египтом и Иорданией. Мы также подчеркнули важность продолжения оказания палестинскому населению финансовой поддержки через Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) и Палестинскую национальную администрацию.

Пользуясь тем, что в Оман прибыло много моих европейских коллег, я созвал неформальное заседание Совета по иностранным делам после встречи ЕС и ССАГП. Некоторые министры присутствовали лично, другие же присоединились к нам из своих столиц по видеосвязи. Нам было особенно важно обменяться мнениями, поскольку это было первое заседание после субботних событий.

Четкое разграничение ХАМАС и палестинского населения

Министры стран ЕС согласовали основные выводы по итогам встречи с ССАГП. Мы подтвердили свою солидарность с Израилем и обсудили дальнейшие шаги, направленные на предотвращение негативных последствий ситуации для других стран региона и на защиту мирного населения. Мы также обсудили будущее наших отношений с Палестинской национальной администрацией. Все мои коллеги из ЕС четко разграничивают ХАМАС и палестинский народ с Национальной администрацией.

Мы считаем ХАМАС террористической организацией, что подтверждается событиями прошлой субботы. Однако, разумеется, было бы ошибкой считать террористами всех палестинцев, и любые виды коллективного наказания с нашей стороны противоречили бы не только международному гуманитарному праву, но и нашим интересам и интересам будущего мира [между израильтянами и палестинцами]. Это сыграло бы на руку ХАМАС и поставило бы под угрозу наши партнерские отношения с арабским миром и доверие к нам на мировой арене.  

Принимавший участие в нашей встрече Член ЕК Ленарчич ясно дал понять, что перспективы гуманитарной помощи в любом случае под сомнение не ставятся. В части же сотрудничества в целях развития, поддержки Палестинской национальной администрации и финансирования структур ООН, оказывающих услуги палестинцам, подавляющее большинство министров иностранных дел стран ЕС отвергли заявление о немедленной приостановке платежей и приветствовали последующие разъяснения Европейской Комиссии. Они поддержали предложение провести проверку целевого использования средств европейских налогоплательщиков и неприменения их в каком-либо виде для поддержки террористической деятельности. Многие из моих коллег подчеркивали, что сейчас как никогда важно укреплять умеренные силы, готовые работать над мирным разрешением конфликта переговорным путем.

Варварское нападение ХАМАС вызвало решительную реакцию со стороны Армии обороны Израиля, что неудивительно. Масштаб разрушений и жертв в Газе быстро растет; более 400 000 человек уже подверглись внутреннему перемещению, гуманитарное положение тяжелое. Мы с ООН поддерживаем усилия Египта по оказанию гуманитарной помощи мирному населению Газы.

Нужно разорвать порочный круг терактов и ответных мер

Вот уже в четвертый раз с 2007 года в Газе разгорается война с порочным кругом все более смертоносного терроризма и ответных мер. Этому нужно положить конец. Мы уже несколько десятилетий призываем к разрешению конфликта на основе модели двух государств: Израиля и суверенного государства Палестина, которые соседствовали бы мирно, в безопасности, со столицей обоих государств в Иерусалиме. Пока эти усилия остаются абсолютно безуспешными. Давайте объединимся со всеми соответствующими региональными и международными силами, чтобы наконец-то выработать долгосрочное политическое решение.