Совет по международным делам: Выступление Верховного Представителя ЕС Жозепа Борреля после заседания
Еще раз благодарю вас всех.
Это заседание Совета [по иностранным делам], как я вам и говорил в самом начале, в 8 утра, выдалось очень насыщенным. На повестке дня стояло всего два вопроса — главных, по крайней мере — но на заседании присутствовало много гостей высокого уровня.
Начали мы, как всегда, с Украины — которая была и остается для нас одной из приоритетных тем из-за продолжающейся российской агрессии против Украины, представляющей угрозу и для безопасности в Европе.
Мы, как всегда, заслушали сводку последних событий от Министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы по видеосвязи.
Вкратце можно сказать, что Россия практически не продвинулась на поле боя, неся большие потери. Путин в преддверии своего планируемого переизбрания в марте (итоги выборов можете попытаться угадать) продолжает наносить удары беспилотниками и ракетами. Однако Украина тоже добивается важных боевых успехов, в частности на Черном море, где российский флот был вынужден отойти к восточному побережью Крыма, спасаясь от украинских ракет.
Министры сошлись во мнении о том, что сейчас нельзя ослаблять поддержку Украины.
Сейчас, наоборот, нужно делать больше и быстрее. Как я люблю говорить, больше и быстрее. Я имею в виду выделение финансов, военной техники, подготовку военнослужащих, а также все, что нужно украинцам для самообороны.
Мы продолжим формировать программу помощи так, чтобы она была прогнозируемой. Я поеду в Украину в первую или вторую неделю февраля; скажу когда.
Мы, надеюсь, достигнем договоренности о расширении бюджета Европейского фонда мира на €5 млрд, чтобы учредить Фонд помощи Украине. Мы представили неофициальный документ, объясняющий странам ЕС, как Европейский фонд мира будет работать на этом новом этапе, в этот новый момент. Надеюсь, он будет готов, и все министры сочли это хорошей основой для пересмотра деятельности Европейского фонда мира в рамках Фонда помощи Украине.
Касательно замороженных российских активов: думаю, уже можно сказать, что мы достигли политической договоренности об окончательной доработке поданного нами в декабре предложения с упором на доходы. Пока мы обсуждаем доходы, непредвиденную прибыль, и я почти уверен, что окончательные решения вскоре будут приняты. Обсуждения продолжатся на уровне Послов, но договоренность уже обозначилась. И я очень настаиваю на принятии решения к следующему заседанию Совета по иностранным делам.
Это то, что касалось российской агрессии против Украины.
Затем мы перешли к обсуждению ситуации на Ближнем Востоке. Мы провели отдельные беседы с Министром иностранных дел Израиля [Исраэлем Кацем], с арабскими партнерами и с палестинским Министром иностранных дел [Риядом аль-Малики].
Самым важным вопросом была ситуация в Газе. Все сошлись в том, что потери среди мирного населения огромны, ситуация настолько тяжелая, насколько можно представить: массовый голод, серьезная нехватка гуманитарных поставок и доступа к гуманитарной помощи, не говоря уже о том, что израильские заложники находятся в плену уже более 100 дней.
Я думаю, что новые смерти, разрушения и страдания жителей Газы и палестинского народа не помогут победить ХАМАС и его идеологию. Они не повысят безопасность Израиля, а наоборот. Именно поэтому мы вместе с международными партнерами должны удвоить наши усилия, чтобы перейти от этой смертоносной конфронтации к выработке решения.
Мы также обсудили ситуацию на Западном берегу реки Иордан и на границе с Ливаном.
Затем мы провели отдельные беседы с представителями Саудовской Аравии, Иордании, Египта и Лиги арабских государств.
Важно, что все мы сошлись во мнении о необходимости поддерживать Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Эта идея была выражена четко. Мы поддерживаем БАПОР и не согласны с критикой его деятельности рядом правительственных источников в Израиле. Мы его, наоборот, поддерживаем, и я лично хотел бы воздать дань памяти более чем 140 сотрудникам БАПОР, погибшим в Газе.
Мы обсудили послевоенные перспективы Газы и наши совместные усилия по возобновлению политического процесса выработки решения на основе модели двух государств.
Мы обсудили подготовку к Мирной конференции.
И наконец, мы пообщались с палестинским Министром иностранных дел. Мы вновь выразили поддержку [Европейским Союзом] Палестинской национальной администрации. И наконец, в конце года мы сделали взнос для работы Палестинской национальной администрации.
Стоит напомнить, что в финансовом плане мы самые активные сторонники Палестинской национальной администрации. Для палестинцев мы являемся крупнейшим международным донором и останемся таковым.
И наконец, для нашего внутреннего обсуждения я представил странам ЕС комплексный подход к возобновлению мирного процесса на основе инициатив, уже предпринятых нами и нашими партнерами в сентябре в Нью-Йорке, за несколько недель до трагедии 7 октября.
Встреча прошла успешно, и на основе этой инициативы я предлагаю провести Подготовительную мирную конференцию для выработки всестороннего решения конфликта.
Очевидно, что сегодня самая неотложная задача, важнейшая цель, то, во что нужно вложить все силы, — это гуманитарный аспект проблемы. Менее 100 фур помощи в день — неприемлемо. Представители многих стран ЕС напрямую сказали израильскому министру: «Вы должны быстрее пропускать фуры с гуманитарной помощью населению Газы». Пропускают меньше 100 фур — где-то, может, по 80 за день — а до войны проезжало по 500 фур в день.
Это неотложная задача, и если мы говорим о будущем, то не потому, что не сознаем сегодняшних приоритетов, а приоритет сейчас — поддержать тех, кто находится в крайне тяжелом положении. Приоритет в том, чтобы постараться прекратить бои, прекратить бомбежки, чтобы оказывать больше гуманитарной помощи, освободить заложников и предотвратить новые жертвы среди мирного населения. Это было четко сказано всем наши сегодняшним собеседникам и израильскому министру в частности. По-моему, в этом страны ЕС явно единодушны.
Но это не должно мешать нам работать на долгосрочную и среднесрочную перспективу, с этого момента готовить Мирную конференцию согласно достигнутой Европейским Советом договоренности, чтобы устранить коренные причины конфликта и выработать стабильное решение.
Сейчас главное — решить самые неотложные задачи, но важно и думать о решении проблемы в целом. Иначе, как я уже говорил много раз, нас ждет очередной виток насилия, похороны за похоронами от поколения к поколению.
Именно эту работу мы начали, подготовив предварительный проект мирного плана. Он должен дать надежные гарантии безопасности Израилю и будущему государству Палестина.
При этом мы продолжаем разработку санкций против экстремистски и насильственно настроенных поселенцев на Западном берегу реки Иордан в рамках Глобального режима санкций ЕС в связи с нарушениями прав человека. Технические группы продолжают работу. Надеюсь, страны ЕС вскоре утвердят эти санкции.
Много внимания мы уделили обстановке в Красном море. Мы пришли к принципиальному соглашению о создании морской миссии ЕС для обеспечения безопасности и обсудили различные варианты этой миссии, предложенные мной странам Европейского Союза. Дальше нужно достичь единогласия, чтобы договориться о сроках создания миссии.
В целом, рост насилия на Ближнем Востоке и в Южной Азии, в том числе в Пакистане, Ираке, Ливане, Сирии и Иране, приводящий к большому числу жертв среди мирного населения, нас очень тревожит, поскольку это нарушает суверенитет соответствующих стран и дестабилизирует весь регион.
Мы должны отметить, что есть жертвы среди гражданского населения, и среди них есть европейские граждане, которые также пострадали в Газе и в результате различных атак в регионе, в том числе маленький ребенок, убитый в Эрбиле на прошлой неделе.
Поэтому мы призываем все силы в регионе проявлять сдержанность и прилагать усилия для деэскалации. Разумеется, вы понимаете, что нам все тревожнее видеть, как широко распространяются конфликты в регионе и как они сказываются на многих территориях, включая Пакистан, Курдистан, Сирию, Иран. Поэтому сегодня мы просили всех своих собеседников постараться остановить это широкое распространение насилия в регионе.
И, наконец, мы обсудили Азербайджан и Армению.
Мы выразили солидарность с Францией, дипломаты которой подверглись высылке, и сошлись в том, что Азербайджану нужно вернуться к переговорам о мире по существу и нормализации отношений с Арменией. Озвучиваемые в последнее время Президентом [Азербайджана Ильхамом] Алиевым территориальные претензии вызывают серьезные опасения. Любые нарушения территориальной целостности Армении будут неприемлемыми и повлекут за собой серьезные последствия для наших отношений с Азербайджаном.
Вот, собственно, резюме этого длинного заседания Совета по иностранным делам.
Ссылка на видео: https://audiovisual.ec.europa.eu/en/video/I-251693