Сейчас решается будущее Европы

«В прошедший вторник, 1 марта, в Европейском Парламенте состоялись важные дебаты на тему российской агрессии в отношении Украины и ответных мер ЕС. В ходе того обсуждения я в общих чертах изложил предварительные выводы, которые можно сделать из трагических событий, разворачивающихся во внешней политике ЕС и в сфере безопасности нашего континента.
Открывая дебаты, Президент Украины Владимир Зеленский произнес сильную речь по видеосвязи, говоря о том, что сейчас стоит на кону — не только для Украины, но и для Европы в целом. Вступительные речи к этому важному обсуждению также произнесли Председатель Европейского Совета Шарль Мишель и Председатель Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен. Я, со своей стороны, как и пару дней назад, подчеркнул, что украинская война знаменует рождение геополитической Европы. Это момент нашего полного осознания стоящих перед нами вызовов и наших обязательств. Впервые с конца Второй мировой войны одна европейская страна — страна с ядерным оружием — вторглась в другую.
Мне противно сознавать аналогию с событиями, ознаменовавшими начало Второй мировой войны. А еще происходящее сегодня будит во мне дурные воспоминания о Будапеште 1956 года. Мне тогда было всего девять, но я помню, что целыми днями слушал радио. Напоминает мне это и Пражскую весну 1968 года. Тогда я служил в испанской армии. В этих двух случаях мы ничего не делали, потому что не могли ничего сделать. Но сейчас все иначе.
Возвращение трагедии на европейскую землю
Украинская война вернула на европейскую землю трагедию. Это должно не напугать нас, а мобилизовать. За последние десятилетия часто создавалось впечатление, что проект единой Европы теряет притягательность, поскольку память о войне на нашем континенте стирается. Но сейчас это не так. Украина напоминает нам о том, что трагедия никогда не покидает человеческое общество.
В последние годы мы часто обсуждали вопросы обороны и начали создавать совместные военные программы. Европейский Парламент проголосовал за учреждение Европейского оборонного фонда, а страны ЕС создали Европейский фонд мира, средства которого сейчас мобилизуются для поставок оружия в Украину. В ближайшие недели Европейский Совет утвердит Стратегический компас. На фоне вторжения России в Украину нужно углубить анализ, скорректировать ресурсы и заранее планировать меры реагирования. Теперь это не роскошь, а насущная потребность.
Для установления мира нужны как минимум двое, а вот для войны достаточно одного. Именно это показывает нам Путин. Нашего потенциала сдерживания явно не хватило для предотвращения путинской агрессии. Нужно продумать наш инструментарий принуждения и ответных мер, позволяющий сдерживать безрассудных противников. После начала этой агрессии мы отреагировали неожиданно для Путина. И показываем ему, что никогда не пожертвуем своей или чужой свободами ради благополучия и процветания.
В 2007 году, будучи Председателем Европейского Парламента, я имел возможность в лицо сказать Путину после убийства журналистки Анны Политковской, что “мы не будем менять права человека ради вашего газа”. И сейчас настал момент повторить, что мы не прекратим отстаивать права человека и свободу из-за нашей зависимости от российского газа.
Этот тяжелейший конфликт может разрешиться положительно только при условии возвращения России к базовым международным нормам и принципам. Для достижения этой цели мы незамедлительно стали работать с международными партнерами для отключения России от финансовой системы. Сейчас половина резервов Центрального банка России вышла из-под его контроля. Еще несколько дней назад это считалось невозможным, а теперь мы это сделали.
За несколько часов нам удалось согласовать применение средств Европейского фонда мира для оказания финансовой поддержки и скоординировать усилия стран ЕС по поставке оружия украинской армии для защиты страны от российской агрессии. Отменено очередное табу. У нас есть средства реагирования. Мы их мобилизовали и должны продолжать их мобилизовывать, объединяя силы стран и институтов ЕС.
Осуждение российской агрессии Генеральной Ассамблеей ООН — исторический итог
На международной арене нельзя ставить на одну доску агрессора и его жертву, когда сильный агрессор неоправданно нападает на гораздо более слабого соседа. В среду, 2 марта, подавляющее большинство стран, 141, на Генеральной Ассамблеи ООН проголосовали за защиту прав Украины и осуждение действий России, составляющих явное нарушение Устава ООН и международного права. Против проголосовали лишь пять стран, еще 35 воздержались. Для достижения этого исторического итога ЕС приложил много усилий. Он показывает, к какой изоляции привело Россию ее руководство. И мы полностью согласны с Генеральным секретарем Гутерришем в том, что смысл случившегося ясен: насилие должно быть остановлено немедленно, нужно открыть путь для дипломатии.
Когда я говорю, что Европа должна развивать жесткую силу, люди думают только о военной силе. Однако способность заставлять других менять свое поведение зависит не только от оружия. Именно это показали принятые ЕС меры. Не мобилизация ракет, а масштабное влияние на экономическую состоятельность страны. Эти меры не дадут России поддерживать свою войну деньгами, которые мы платим ей за газ. Российские власти начинают ощущать последствия в виде инфляции и падения российской валюты. Эти беспрецедентные финансовые меры могут привести Россию к дефолту, с последствиями для мировой финансовой системы. Не стоит недооценивать важность наших решений и возможных последствий.
Однако по природе своей Европейский Союз по-прежнему основан на переговорах и диалоге. Мы никому не объявляли войны и готовы мобилизовать все свои дипломатические ресурсы для выработки переговорного решения конфликта. Санкции необходимы и неизбежны, но помимо них нужно искать решения, начиная с обеспечения режима прекращения огня.
Покончить с зависимостью от российского газа
Второй вопрос, подробно обсуждавшийся в Европейском Парламенте, — это наша зависимость от газа. Ежедневно мы тратим на импорт газа, нефти и угля из России 700 млн евро. Многие выступающие говорили, что нужно сокращать эту зависимость. Но такие разговоры я слышу уже 20 лет, а зависимость за это время только возросла. Я много лет был парламентарием, даже Председателем Европейского Парламенте, и понимаю проявленный ими в прошлый вторник энтузиазм. Но теперь нужно действовать. Нужно привести действия в соответствие со словами. Нужно повышать долю возобновляемых источников и строить мощности по производству зеленого водорода. Предстоит огромная работа, которая требует решимости.
Вот, пожалуй, самые важные выводы, которые необходимо сделать ввиду этих трагических обстоятельств. Больше нельзя рассчитывать, что призывы к соблюдению верховенства права и развитие торговых отношений сделают мир мирным местом, где все будут развиваться в направлении представительной демократии. Силы зла, силы, стремящиеся использовать физическое насилие для разрешения конфликтов, все еще живы. Мы должны продемонстрировать гораздо более мощные, последовательные и сплоченные ресурсы для их сдерживания. Мы определенно удивили Путина своей способностью реагировать оперативно и сплоченно, но это нужно продолжать.
Нужно развить жесткую силу
Нужно развить жесткую силу. Я понимаю, что это выражение кого-то пугает. Но настаиваю на том, что жесткая сила — это не только военная мощь. Жесткая сила — это способность принуждать, что мы и сделали. Теперь нужно быть готовыми к последствиям. Нужно быть готовыми сопротивляться. Нужно быть готовыми действовать на долгую перспективу с четким пониманием вызовов и нашего потенциала.
Нужно уделять больше внимания обороне и безопасности и прекратить теологические дискуссии о стратегической автономии. Называть это можно как угодно, но нужно взять свою безопасность в свои руки. Это никоим образом не означает ослабления трансатлантического альянса — он, кстати, сейчас прочен как никогда, в текущем кризисе трансатлантическое единство стопроцентно.
Для Европейского Союза настало время обсудить, каким он хочет быть. Чтобы принять вызовы будущего, нужно пересмотреть многое. Наши процедуры, методы, больше внимания уделять своей дееспособности, чем внутренним обсуждениям. Пандемия сплотила нас еще больше, особенно в рамках программы восстановления NextGenerationEU. Сегодняшний трагический момент должен подстегнуть нас к дальнейшей работе в направлении для защиты жизни людей, обеспечения безопасности и процветания для всех. Это настоящий вызов, с которым нам предстоит столкнуться в ближайшие недели и месяцы. И в этой связи важную роль играет Конференция «Будущее Европы».