Неофициальное заседание Совета по иностранным делам (гимнихский формат): выступление на пресс-конференции Верховного Представителя ЕС Жозепа Борреля
Добрый вечер,
Прежде всего, я должен выразить свою глубочайшую признательность Председателю Совета Европейского Союза, Испании, испанскому правительству и Министру по иностранным делам, делам Европейского Союза и сотрудничеству [Хосе Мануэлю Альбаресу Буэно] за выдающуюся организацию этой двойной встречи – сначала министров обороны, а затем министров иностранных дел.
Думаю, что всех впечатлила красота Толедо, в котором многие раньше не бывали и, думаю, скоро вернутся снова, ведь город действительно производит потрясающее визуальное впечатление – его красоты, его архитектура, его история. Мы гуляли по вечернему Толедо, смотрели на памятники, посетили синагоги и Кафедральный собор.
И действительно, с точки зрения организации и атмосферы, все было великолепно, Испания показала себя в наилучшем свете. И даже, может, слишком, поскольку в итоге нам было сложно работать: всем хотелось все бросить и продолжить осмотр Толедо.
Однако у нас было два дня очень интенсивной работы.
Об итогах первого дня, с министрами обороны, я вам уже сообщал.
Сегодня с министрами иностранных дел мы обсудили две основных темы: Украину и государственный переворот в Нигере, а также ситуацию в Сахеле.
Тема осталась не исчерпанной. Придется продолжить эту работу, но важно, что сегодня мы рассматривали ее не с оборонно-военной точки зрения.
Сегодня главным [были] международные отношения, иностранные дела, дипломатия – стремление к миру, поддержка Украины, но при этом поиск путей справедливого прекращения войны.
У нас была возможность пообщаться вживую – и спасибо за то, что его пригласили – с Дмитрием Кулебой, Министром иностранных дел Украины, который присутствует практически на каждой нашей встрече.
Он рассказал нам о последних событиях на местах. Пояснил ситуацию с контрнаступлением. Вчера это уже сделал Министр обороны [Украины Алексей Резников], но сегодня Министр Кулеба сконцентрировал внимание на том, что бомбардировки гражданских объектов, в частности школ, [Россией] продолжаются.
В первый день нового учебного года беспилотники атаковали несколько школ, и это не случайность. Это было сделано намеренно, и при бомбардировке погибло много учителей.
Мы узнали о событиях на местах, а также о дипломатических усилиях, прилагаемых для того, чтобы лучше понять причины и последствия войны, что может вылиться во встречи с попытками выработки мирных решений. Но мир должен быть справедливым. Такой мир, в результате которого Украина не утратит территориальную целостность и суверенитет.
Вчера мы обсуждали военные аспекты. Сегодня перешли к невоенным, в основном финансовым. Потому что нам нужно поддерживать Украину так, чтобы это было предсказуемо и стабильно. Не только в следующем месяце или на следующей неделе, а в долгосрочной перспективе, показывая агрессору, что мы на стороне Украины сегодня, завтра и всегда. Во время войны и после войны.
Основные элементы этой поддержки – это финансовая поддержка военных поставок через Европейский фонд мира и подготовка украинских военнослужащих в рамках Миссии ЕС по военной помощи Украине.
Касательно первого вам известно, что у Верховного Представителя ЕС есть полномочия – согласно договорам – представлять Совету предложения. В конечном итоге решает Совет – как всегда, принимает окончательные решения Совет.
Я внес предложение выработать способ долгосрочной стабильной поддержки Украины, предложив максимальный объем финансирования €20 млрд – €5 в год – на следующие четыре года.
Министры это обсуждают. По-моему, их отзывы на это предложение положительные. В любом случае, они проявляют решительную готовность и дальше оказывать военную помощь Украине столько, сколько потребуется. Обсуждение продолжится в Совете. Надеюсь, что к концу года мы придем к соглашению.
В то же время, с прискорбием вынужден констатировать, что восьмой транш средств Европейского фонда мира (ЕФМ) по-прежнему блокируется. Надеюсь, что мы сможем его разблокировать в ближайшие недели. Но эта проблема еще требует решения.
Касательно тренировочной миссии: я предложил увеличить целевую численность военнослужащих, которые будут подготовлены в ближайшие месяцы, до 40 000. Министры это предложение поддержали. Кстати, многие из этих военнослужащих обучаются здесь, в Толедо, в нашей [испанской] Военной академии.
Затем мы обсудили Формулу мира. Формула мира, предложенная Президентом Украины Владимиром Зеленским, – единственная формула, получающая все большую поддержку, и единственная обсуждаемая на международных площадках.
Было и множество других – от Китая, Бразилии, ЮАР, Африканского Союза. Все они были отброшены. Ни одна не спровоцировала обсуждения. Только состоящая из 10 пунктов Формула мира, представленная Президентом Зеленским и обсуждавшаяся в Стокгольме и Саудовской Аравии.
Мы обсуждаем эту Формулу мира и пути дальнейшей ее поддержки и выдвижения ее в центр международного дискурса, посвященного построению мира в Украине.
Мы также обсудили зерновую сделку [Черноморскую зерновую инициативу] - или ее отсутствие.
Думаю, министры сходятся во мнении о том, что Путин со своей агрессией вредит не только Украине, но и странам, находящимся за тысячи километров. И мы впервые видим, что эти страны обвиняют Россию в последствиях такого отношения, намеренного превращения продовольствия в оружие, путем приостановки ее участия в Черноморской зерновой инициативе.
Да, последствия этого пагубны. Даже на странах, которые поддерживают Россию или не обвиняют ее, последствия сказываются. Встреча России и африканских лидеров [Второй Саммит Россия – Африка] стала полным дипломатическим провалом, и думаю, Россия теряет позиции в международном сообществе.
Нужно и дальше наращивать агитационную деятельность в поддержку Украины, в ходе нью-йоркской недели [Недели высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН], саммита «Большой двадцатки», а также продолжить борьбу с российской дезинформацией во всем мире.
Это ведь и война нарративов. Война рассказчиков – вопрос в том, как вы преподносите эту войну. Мы должны сражаться в этой войне, потому что завоевываются не только территории, но и мозги. Разум людей. В этой войне приходится сражаться.
Я подытоживаю длительное обсуждение.
Затем мы перешли к обстановке в Нигере. У нас был еще один важный гость. И благодарю Испанию как председателя Совета ЕС за приглашение Председателя Комиссии Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) [Омара Турея], Члена Комиссии ЭКОВАС, занимающегося вопросами мира и безопасности, [Абдель-Фатау Мусаха], а также Министра иностранных дел Нигера [Хассуми Масуду]. И под «Нигером» я имею в виду легитимное правительство Президента [Мохамеда] Базума.
Как вы знаете, на таких встречах проводятся обеды с гостями с участием представителей страны, председательствующей в Совете, и было замечательной идеей пригласить этих африканских лидеров, ведь их выступления и объяснения были очень интересными, выразительными и очень четкими.
Мы послушали об их взглядах на ситуацию в Нигере и Сахеле, а также ответы и информацию о намерениях ЭКОВАС по вопросу восстановления конституционного порядка в Нигере.
О Габоне мы не говорили, поскольку Габон не член ЭКОВАС.
Министры вновь выразили решительное осуждение военного переворота в Нигере, призвали к освобождению Президента Базума и его семьи, а также к возвращению к конституционному порядку.
Этот вопрос, в частности, касается Франции. Мы выразили Франции свою солидарность, в частности, с связи с положением ее посла, попавшего в сложную ситуацию в Ниамее.
Позвольте перейти на французский язык, чтобы выразить Франции мою солидарность. Мы уже выразили нашу полную поддержку Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) и намерение оказать максимальное давление на нигерскую хунту.
Мы договорились о приостановке бюджетной помощи и сотрудничества в области обороны и безопасности. Не только со стороны Европейского Союза, но и от всех его стран. А также сотрудничества, напрямую не затрагивающего интересы местного населения.
Мы начали процесс разработки нормативно-правовой базы для введения индивидуальных санкций против путчистов и готовы выслушать иные предложения ЭКОВАС.
Организация объяснила нам ситуацию на местах и предполагаемые ЭКОВАС варианты разворачивания там вооруженных сил.
Я повторю, наша позиция: «Африканским проблемам – африканские решения». Мы настроены слушать. Как я говорил вчера, мы готовы рассматривать и изучать любые предложения ЭКОВАС.
Повторю мысль: Президент Базум был единственной демократически избранной властью во всем Сахеле. Это сказал Министр [иностранных дел Испании], и таким образом вполне уместно подытожил ситуацию.
Президент Базум – хочу воздать ему лично должное. Это необыкновенный человек, который продолжает сопротивляться. Он не в тюрьме, но словно в тюрьме – больше месяца у него нет электричества, его пытаются заставить уйти в отставку, а он не хочет. Нужно и дальше его поддерживать.
Мы также проанализировали ситуацию в прибрежных государства Гвинейского залива. Это становится все более важной темой по мере роста там джихадистской угрозы. 80% территории Буркина-Фасо не подконтрольны властям. После госпереворота в Нигере многие местные солдаты были убиты джихадистами.
Нам нужно найти способ пересмотреть свою политику в отношении Сахеля с учетом новой ситуации.
Есть еще и ситуация в Габоне, где вчера произошел госпереворот после выборов, которые оставляли желать лучшего с точки зрения их демократичности. Это не оправдывает госпереворот, но хотелось бы провести четкую грань между событиями в Габоне и в Нигере.
Военные перевороты не решение, однако судить нужно с учетом обстоятельств.
Мы считаем, что инклюзивный и содержательный диалог, обеспечивающий правовое государство и соблюдение прав человека, – а не применение силы – это способ обеспечить соблюдение воли габонского народа.
Потом мы перешли к другим вопросам: гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе. Мы призвали азербайджанские власти гарантировать безопасность и свободу передвижения в Лачинском коридоре.
Мы обсудили обстановку на Ближнем Востоке, в частности на оккупированных палестинских территориях. На эту тему у нас будет встреча во время недели высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
А также многие другие вопросы, на подытоживание которых у меня нет времени. Но важные темы – это Украина и Нигер.
Хочу сделать два объявления.
Первое – по Западным Балканам. Председательствующая Испания предлагает – и я считаю, что это хорошее предложение – провести министерскую встречу с участием министров стран Западных Балкан. Мы это сделаем в конце следующего месяца, совместно с председательствующей Испанией, после других мероприятий, имеющих отношение к Западным Балканам, в частности, Берлинского процесса. Думаю, очень важно, чтобы министры во время председательства Испании проанализировали ситуацию на Западных Балканах.
14 сентября я проведу новую встречу в рамках Диалога высокого уровня между Косовом и Сербией в качестве модератора диалога для поиска решений.
В наших разговорах постоянно встает тема расширения ЕС. Украина должна стать членом Европейского Союза. И Западные Балканы. Оперативно.
Мне кажется, побочным эффектом войны в Украине стало ускорение процесса расширения, который, конечно же, является меритократическим. Государство становится членом ЕС после выполнения всех условий. Но при этом, мне кажется, полезно ставить политические цели – горизонты – чтобы придавать этому процессу политический импульс. В том числе для нас – ведь да, нам тоже нужно быть готовыми к тому, что ЕС может расшириться еще на 10 государств.
Поэтому, скорее, они сами должны быть готовы, в особенности Украина, которой потребуется большая поддержка. Но [также] и Европейский Союз должен определить горизонт, одновременно означающий выполнение всех условий – иначе никак – установление горизонта, своеобразного «временного показателя», могло бы мобилизовать наши силы и силы стран-кандидатов.
Я заговорился. Уверен, что мой коллега и друг Министр Альбарес дополнит мои пояснения. Еще раз благодарю за необычайное гостеприимство, показавшее Испанию странам ЕС в лучшем свете.