Неофициальное заседание Совета по иностранным делам (министров обороны): выступление на пресс-конференции Верховного Представителя ЕС Жозепа Борреля
Добрый вечер,
Прежде всего я хотел бы поблагодарить Председателя Совета [Европейского Союза], Испанию, принимающую нас в красивейшем городе Толедо – который, уверен, уже оставил прекрасные впечатления у всех делегаций – и за отличную организацию нашей встречи.
Далее я должен выразить свою полнейшую солидарность с Францией в связи с гибелью трех военнослужащих во время проведения операции в Ираке. Они боролись с терроризмом и находились там в интересах нашей коллективной безопасности. Они попали под обстрел противника. Выражаю свои соболезнования Франции и французским вооруженным силам.
Пользуясь случаем, повторю, что мы не прекратим бороться с терроризмом в мире.
А теперь поговорим о неофициальной встрече министров обороны, которая состоялась весьма своевременно и сопровождалась важным обменом мнениями по двум основным темам.
Мы обсудили многие вопросы – некоторые из них более практического характера, другие более политического – но основное внимание определенно уделялось двум основным темам: российской агрессии против Украины и ситуации в Нигере и Сахеле в целом, а также влиянию их на безопасность европейцев.
Центральной темой обсуждения остается Украина. Наш друг Министр обороны Украины Алексей Резников выступил перед Советом в видеоформате, представив сводку событий на местах и рассказав о ходе украинского контрнаступления.
Пообщавшись с Министром обороны Украины, мы обсудили принятые ЕС краткосрочные и долгосрочные обязательства в части обеспечения ее безопасности.
Во-первых, подчеркну, что, несмотря на всемирное осуждение, Путин не проявляет никаких признаков готовности остановить агрессию против украинцев. Он продолжает войну, а потому Украине нужна долгосрочная, стабильная и предсказуемая военная поддержка.
Также хочу подчеркнуть, что дальнейшее оказание нами поддержки важно для контрнаступления Украины, начатого в ответ на российское вторжение. Если бы Путин не развязал войну в Украине, нужды в этой поддержке не было бы. Есть причины, и есть следствия. Причина – российская агрессия против Украины, а следствие – необходимость поддерживать Украину в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Мы обсудили поддержку в трех сферах.
Первая – военная техника. Я предложил создать Фонд содействия Украине на 2024-2027 год, чтобы обеспечить стабильную военную помощь с нашей стороны.
Этот фонд – который предполагается создать в структуре Европейского фонда мира – должен стать одним из важнейших элементов нашего долгосрочного содействия безопасности Украины, как договорились европейские лидеры в июне. Я предлагаю годовой бюджет порядка €5 млрд. Эта сумма должна быть пределом, а не целевым уровнем расходования. Если удастся потратить меньше, будет гораздо лучше, но таков должен быть предел среднесрочного финансирования программы поддержки Украины.
Министры обсудили эту тему. Завтра она также будет обсуждаться министрами иностранных дел, и я надеюсь, что в ближайшее время будет достигнуто соглашение. Надеюсь, что это случится до конца года.
Второй инструмент, который мы обсуждали, – это тренировочная миссия, Миссия ЕС по военной помощи Украине, наша миссия по обучению украинских военнослужащих. Она дает реальные результаты и реализуется с беспрецедентной скоростью.
В ходе миссии уже обучены 25 000 украинских солдат – часть здесь, в Толедо, благодаря испанской армии. Эта миссия достигнет своих целей, поставленных на конец года, уже в конце октября, когда число подготовленных в рамках этой миссии солдат достигнет 30 000.
Как вы знаете, я всегда говорю, что «нужно делать больше и быстрее». «Больше и быстрее» становится актуальной темой. Да, больше и быстрее. Я по-прежнему считаю, что нужно делать больше и быстрее, и предложил министрам увеличить целевую численность обученного в ближайшие месяцы состава украинских военнослужащих до 40 000.
Важно также учитывать меняющиеся нужды украинской армии и работать не только над количеством, но и над качеством.
Украинцам необходимо больше специализированной подготовки для малых групп и командующего состава.
Мы приветствуем решения Нидерландов и Дании предоставить Украине истребители F-16.
И мы рассмотрим варианты добавления модулей подготовки пилотов F-16 в программу миссии. Она тоже должна способствовать обучению пилотов этих самолетов.
Третья тема, которую мы обсудили, – боеприпасы.
Как вам известно, мы реализуем инициативу по поставке боеприпасов по трем направлениям. Первое – использование запасов европейских армий – завершилось в конце мая. Мы выделили серьезный объем боеприпасов на общую сумму порядка €1,1 млрд, т. е. около 224 000 снарядов и около 2 300 ракет. Это первое направление, уже закрытое за истечением отведенного на него периода.
Второе направление: Европейское оборонное агентство за лето провело переговоры с предприятиями нашей оборонной промышленности о закупке артиллерийских снарядов калибра 155 мм.
Подписаны уже три рамочных договора. Теперь очередь стран ЕС размещать конкретные заказы у производителей в рамках этих соглашений. Мы свою работу сделали. Соглашение с оборонной промышленностью уже подписано, и теперь страны ЕС могут воспользоваться возможностью размещать типовые заказы.
И есть еще третье направление, больше находящееся в ведении Европейской Комиссии, – наращивание потенциала военно-промышленных мощностей Европы.
Это долгосрочная задача, но предприятия могут производить только при наличии новых заказов, без новых заказов они производить не будут, мощности снабжения должны наращиваться.
Отсюда и Закон в поддержку производства боеприпасов, утвержденный Европейским Парламентом в июле, – кстати, весьма оперативно – он станет средством поддержки производства боеприпасов. Европейская Комиссия будет курировать эту работу.
Эта дискуссия между нами показала нашу тесную координацию с НАТО. На встрече присутствовали представитель от НАТО, а также заместитель Генерального секретаря ООН Жан-Пьер Лакруа и представитель Европейского Парламента Натали Луазо.
Мы также обсудили негативные последствия нежелания Путина продлевать Черноморскую зерновую инициативу для поставок продовольствия и цен на энергоносители во всем мире. Это крайне плохая новость. Это окажет дестабилизирующее воздействие по всему миру и, увы, повлияет и на нас.
Необходимо и далее обеспечивать средства и способы экспорта украинского продовольствия из страны на зарубежные рынки.
Это подводит меня к мысли о Сахельском регионе, серьезно зависимом от экспорта украинского зерна. Мы с министрами обсудили переворот в Нигере и его широкие последствия.
Как вы знаете, ситуация там очень нестабильна. Я весь август поддерживал тесный контакт с местными силами, включая Президента Нигера Мохамеда Базума.
Очевидно, что нигерский переворот открывает для и без того уязвимого региона новый период нестабильности, и это подорвет стабильность всего региона.
Министры подтвердили нашу готовность поддерживать африканские решения африканских проблем. А это значит, что мы поддержим Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). Эту готовность мы выражаем с самого начала переворота. Они сами должны выдвигать инициативы и принимать решения для борьбы с этим военным переворотом, а мы будем на их стороне и постараемся применять те же санкции, что и они.
Мы ведем работу по установлению собственного санкционного режима в отношении путчистов. Она уже начата, и завтра министры иностранных дел ее продолжат.
Соответственно, мы поддержим запросы ЭКОВАС в любых обстоятельствах, в зависимости от их конкретного содержания.
И наконец, эти события и наш общий дипломатический курс по региону я буду обсуждать завтра с министрами иностранных дел. Председатель Комиссии ЭКОВАС Омар Турей и Министр иностранных дел Нигера Хассуми Масуду будут с нами на неофициальном заседании Совета по иностранным делам. Мы лично с ними пообщаемся.
Думаю, на этом все. Маргарита Роблес, Министр обороны Испании, спасибо за терпение и за организацию этого внеочередного заседания.