Неформальный Совет по иностранным делам (Гимних): Выступление Верховного Представителя ЕС Жозепа Борреля перед прессой после заседания
Добрый вечер,
Уже почти вечер субботы, и все, должно быть, устали от этой длинной недели, когда позади Совет министров обороны, затем Европейский Совет, Министерский форум ЕС и Индо-Тихоокеанского региона, встреча министров ЕС и АСЕАН. Теперь Гимних.
Это была встреча в «духе Гимниха». «Дух Гимниха» означает отсутствие галстуков, открытый и откровенный обмен мнениями между министрами в неформальной обстановке, углубленное обсуждение вопросов, на которых мы должны сосредоточиться в нашей политической дискуссии.
Мы начали с обсуждения наших отношений с Африкой и только что закончили на Турции.
Мы обсудили наш подход к агрессии России против Украины, провели дискуссию по ситуации в Газе и, в частности, по финансированию БАПОР.
Это был неофициальный Совет по иностранным делам, поэтому официальных выводов нет, и я буду говорить только о том, о чем, по моему мнению, шла речь. И я попрошу мою бельгийского коллегу, председателя Совета [Европейского Союза и бельгийского Министра иностранных дел, европейских дел и внешней торговли, а также федеральных культурных учреждений Хаджи Лабиб] помочь мне в попытке резюмировать то, что мы обсуждали.
Что касается Африки. Знаете, об Африке нельзя говорить вот так. Африка слишком велика и слишком разнообразна, чтобы говорить «Африка». Но мы обсуждали этот континент как геополитический приоритет, и говорили о нашей абсолютной решимости расширять наш диалог и сотрудничество. Нам предстоит встреча на уровне министров, и мы будем поддерживать стремление Африки к более широкому представительству на многосторонних форумах. Но я не могу резюмировать разные пункты нашей долгой дискуссии об Африке, я могу лишь сказать, что мы должны усилить наше взаимодействие и партнерство с Африкой при более тесной координации между нами.
Что касается Газы, вы знаете, что Европейский Совет обсуждал ситуацию на Ближнем Востоке, но не сформулировал никаких выводов.
Сегодня мы обсуждали – очень оживленно, поскольку государства-члены придерживаются разных позиций, – ситуацию в Газе и в регионе: катастрофическую гуманитарную ситуацию. Эта катастрофическая гуманитарная ситуация разворачивается не потому, что произошло землетрясение или природная катастрофа, а потому, что идет война.
Эта война вытеснила сотни тысяч людей на юг Газы, и теперь, когда они находятся на юге, юг продолжают бомбить, что приводит к очень тяжелой гуманитарной ситуации. И это рукотворная катастрофа.
Мы обсудили вопрос финансирования БАПОР в свете обвинений в адрес некоторых его сотрудников. Государства ЕС приветствовали меры, оперативно принятые БАПОР для начала расследования, что показывает, насколько серьезно Организация Объединенных Наций относится к этому вопросу. Конечно, мы ожидаем, что проверка, аудит, будет проведен быстро и эффективно.
Мы хотим знать больше о том, как работает БАПОР, и именно поэтому я пригласил Генерального комиссара БАПОР Филиппа Лаззарини, с которым я постоянно нахожусь на связи, принять участие в следующем заседании Совета по иностранным делам на уровне министров развития 12 февраля, чтобы обменяться с ним мнениями по всем аспектам, связанным с этим вопросом.
Позвольте мне прояснить одну вещь: [Европейская] Комиссия – когда мы говорим «Европейский Союз», мы имеем в виду Европейскую Комиссию – не приостанавливала свое финансирование. Несколько дней назад возник своего рода эффект снежного кома: якобы все приостановили свое финансирование, а раз все приостановили, то и мы должны приостановить финансирование.
Было много фейковых новостей, много дезинформации. Германия не приостанавливала финансирование, Франция не приостанавливала, Испания не приостанавливала. Некоторые государства-члены приостановили, но очень немногие сделали это явно. Другие приняли лишь меры предосторожности, в состоянии «ожидания», но не прекращая выплат.
Это касается и Европейской Комиссии: она не прекратила выплаты, в том числе потому что следующий платеж должен быть произведен в конце месяца. Нельзя приостановить то, что не движется. Давайте посмотрим, что будет происходить с сегодняшнего дня и до конца месяца.
Конечно, в связи с недостаточной подотчетностью мы будем просить о проведении проверок, мы будем просить о контроле, но я могу сказать, что общее ощущение большинства стран ЕС таково: БАПОР ничем не заменить. Я повторяю: БАПОР ничем не заменить.
БАПОР играет важнейшую роль в поддержке палестинских беженцев, и не только в Газе. Люди говорят о БАПОР так, как будто это агентство занимается только Газой. Сотни тысяч палестинских беженцев находятся в Ливане, Иордании и на Западном берегу – и БАПОР также занимается этими людьми. БАПОР кормит два миллиона человек, оказывает 30 000 медицинских услуг в день. Обеспечивает школьное образование для более чем 400 000 учеников.
Кто может заменить их в одночасье? БАПОР играет важнейшую роль. Это правда, что израильское правительство очень критично высказывается о БАПОР – не только сейчас, но и неоднократно ранее, – но мы не можем наказать два миллиона человек, лишив их поддержки, которую оказывает БАПОР. Кто позаботится об этом?
Это то, что мы обсуждали на Европейском Совете и здесь, я думаю, большинство государств-членов, участвовавших в дискуссии, высказались об этом очень четко. Мы должны стремиться к подотчетности. Мы должны проверить обвинения, которые являются серьезными, но затрагивают небольшое число из 13 000 сотрудников БАПОР в Газе. А тем временем некоторые государства-члены заявили: «Я не только не прекращаю, но и увеличиваю поддержку БАПОР». Некоторые из них сказали: «Нет, нет, я не прекращаю, я увеличиваю поддержку БАПОР».
Таким образом, страны ЕС вновь занимают разные позиции, но общее мнение заключается в том, что поддержка палестинского народа должна продолжаться. Мы говорим о жизнях миллионов людей.
Я сказал, что пригласил Филиппа Лаззарини.
Как и всегда, мы говорили о крайней необходимости избежать региональной эскалации и о важности освобождения заложников без каких-либо условий.
Мы продолжим обсуждение на уровне министров иностранных дел. Я надеюсь, что морская миссия в Красном море будет запущена на следующем Совете министров иностранных дел 19 февраля.
Об Украине: мы провели содержательную беседу о военной помощи, о нашем единстве, о стремлении к мирному будущему для Украины и украинского народа.
Мы обсудили ситуацию на поле боя, ситуацию с военными поставками, Фонд помощи Украине, который, я надеюсь, будет согласован в ближайшие дни, в рамках Европейского фонда мира.
Наша позиция остается твердой: Украине нужна дополнительная поддержка, и поддержка должна оказываться быстрее. Поддержка должна быть оказана сейчас. Победа Украины имеет решающее значение не только для нее, но и для мира и стабильности в Европе.
Наконец, о Турции: после долгого перерыва тема наших отношений вернулась в повестку дня.
Я считаю, что мы должны призывать к более тесному сотрудничеству между ЕС и Турцией, избегать конфронтации и расширять сотрудничество. Для этого мы должны поддерживать контакты с Турцией, принимая во внимание кипрский вопрос.
Мы обсудили ситуацию и возможности в области внешней политики, и вывод таков: нам нужно больше взаимодействовать с Турцией и работать в тех областях, где наши интересы совпадают, и избегать раздражающих моментов между нами.
Это было резюме очень интенсивных дебатов – интенсивных политических дебатов, потому что время требует таких встреч.
Ссылка на видео: https://audiovisual.ec.europa.eu/en/video/I-252314