Выступление Верховного Представителя ЕС Борреля на совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел России Лавровым

05.02.2021

Возможны расхождения между произнесенной речью и данным текстом

Спасибо, господин Министр [иностранных дел РФ С. В.] Лавров за приглашение и за возможность провести откровенную, честную беседу. Обсуждение идет интенсивное, и оно еще не окончено. После этой пресс-конференции мы обсудим остальные вопросы.

Цель моего сегодняшнего визита — обсудить стоящие перед нами вызовы, включая вопросы, по которым наши взгляды расходятся, и выслушать обеспокоенности друг друга.

Необходимо признать, что в последние годы наши отношения характеризовались принципиальными разногласиями и отсутствием доверия. Мы воспринимаем друг друга скорее как соперников, конкурентов, чем как партнеров.

Тем не менее, Европейский Союз является крупнейшим торговым партнером России. Европейский Союз — крупнейший источник прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.

Российские студенты — это крупнейшая группа получателей стипендий [образовательной] программы Erasmus+. Большая часть шенгенских виз выдается россиянам.

Россия — наш крупнейший сосед; она часть Европы. Поэтому взаимодействие с ней для Европейского Союза крайне важно.

При этом как внутренние, так и зарубежные события затрудняют нам выстраивание таких отношений, о которых мы мечтали в 1990-х, говоря о Европе от Лиссабона до Владивостока. Сегодня это гораздо сложнее, чем 20-30 лет назад.

Мой приезд совпал по времени с арестом и осуждением Алексея Навального и задержанием тысяч демонстрантов. Как и ожидалось, я выразил Министру Лаврову нашу глубокую обеспокоенность этим и вновь озвучил призыв к освобождению г-на Навального и беспристрастному расследованию его отравления.

Со всем уважением к суверенитету и ответственности России по исполнению ее международных обязательств Европейский Союз считает, что вопросы верховенства права, прав человека, гражданского общества и политических свобод играют определяющую роль в общем будущем и Европейского Союза, и России.

В то же время существуют сферы, в которых мы можем и должны работать вместе, поскольку это позволяет достигать хороших результатов. Г-н Министр уже упомянул некоторые из них, и я присоединяюсь к его словам. В области культуры, исследований, здравоохранения, борьбы с COVID-19, сотрудничества в Арктике, климатических мер и цифровизации можно многое сделать для развития сотрудничества с обеих сторон и получения ощутимых выгод.

На международной арене – о чем, по-моему, также упомянул г-н Министр – также есть области и вопросы для потенциального сотрудничества: отличным примером тому является Совместный всеобъемлющий план действий. Касательно мирного процесса на Ближнем Востоке, обе стороны понимают необходимость участия в нем, возобновления деятельности «квартета» и привлечения новой администрации США.

В части зеленой экономики существует много возможностей сотрудничества в рамках нашего масштабного Зеленого курса, направленного на борьбу с изменением климата и другими экологическими проблемами. Мы рассчитываем, что Россия будет содействовать успеху 26-й сессии Конференции ООН по изменению климата в Глазго (COP26) и сотрудничать с нами в деле выстраивании нового мира с пониженным потреблением ископаемого топлива.

Согласно Хельсинскому заключительному акту, стабильность в Европе должна строиться на сотрудничестве, соблюдении территориальной целостности и суверенитета наций, а также прав и основных свобод человека. В этом контексте необходимо находить взаимопонимание и укреплять взаимное доверие.

В этом и заключается цель моего визита. Это лишь первый шаг. У нас и дальше будут разногласия по ряду вопросов, но нам нужно искать сферы, в которых мы можем приходить к согласию и сотрудничать.

 

Ответы на вопросы журналистов

Вопрос (адресован Ж. Боррелю): До Вашего визита со стороны европейских чиновников звучали разные оценки относительно ситуации с правами и свободами в России. Вы поделились своей оценкой в контексте дела [Алексея] Навального. Меня же, помимо прочего, заботит и ситуация с правами и свободами на территории Европейского Союза. Я поясню: 3 декабря [2020 года] моих коллег в Латвии, семерых журналистов, задержали, в отношении них были проведены обыски, изъята оргтехника, заведены уголовные дела. В настоящее время им грозит наказание вплоть до лишения свободы. Им предъявлены обвинения в нарушении режима санкций Европейского Союза против Российской Федерации. Те российские медиа, с которыми взаимодействовали эти журналисты, а это информагентство «Балтньюс», «Спутник», ресурсы медиакорпорации «Россия сегодня», не находятся ни в одном списке подсанкционных предприятий Европейского Союза. Вышеназванные журналисты также не попадают ни в один из списков подсанкционных лиц. Моя оценка, что это, безусловно, нарушение прав и свобод этих людей, а также прав латвийских граждан на получение информации, прав упомянутых журналистов на профессию со стороны латвийского руководства. Схожие действия мы наблюдали буквально на днях со стороны украинского правительства, где вероломно, без причин и поводов были блокированы три телеканала. Г-н Боррель, скажите, готовы ли Вы использовать свой политический авторитет, свою административную волю, чтобы разобраться и с ситуаций с латвийскими журналистами, и с ситуацией с украинскими журналистами, к которым эти упомянутые государства применяют репрессивные меры давления, лишая их права на профессию, дискриминируя их и подвергая репрессиями. Спасибо. И если возможно, второй вопрос (очень просили коллеги с латиноамериканской редакции). Г-н Боррель, относительно недавно состоялось третье заседание Совместного совета Куба—ЕС, где Вы были сопредседателем. Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете в целом на сегодняшний день состояние отношений ЕС—Куба? Как Вы считаете, может ли это формат быть неким импульсом к снижению градуса противоречий между Кубой и Соединенными Штатами?

Ж. Боррель: Я немного удивлен, поскольку не ожидал, что буду говорить про Кубу в Москве, но нам нечего скрывать в отношениях с Кубой. Существует Соглашение о политическом диалоге и сотрудничестве между ЕС и Кубой, в рамках которого мы взаимодействуем и сотрудничаем в нескольких сферах. Хотелось бы узнать, почему ваши коллеги [из латиноамериканской редакции] заинтересовались этим, ведь здесь нет ничего нового.

Недавно я и Министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес провели заседание [членов Совместного совета ЕС—Куба], на котором обсуждались приоритеты нашего сотрудничества на период 2021–2027 гг. с особым акцентом на модернизацию экономики, двустороннюю торговлю и экологический переход. Вы знаете, что Европейский Союз выступает против американского эмбарго в отношении Кубы, и мы выразили эту точку зрения новой администрации США. К этому мне добавить нечего. Мы ожидаем, что администрация США пересмотрит свою позицию по отношению к Кубе, с которой мы, как я упомянул, продолжаем сотрудничать в нескольких сферах в рамках нашего политического диалога.

Отвечая на вопрос об аресте журналистов в Латвии, скажу, что во всех странах Европейского Союза действует верховенство права и контроль судебной системы во всех случаях и в отношении всех. Поэтому я уверен, что судебная система Латвии разберется в этой ситуации в соответствии с обязательствами, взятыми всеми странами – членами Европейского Союза, на основе верховенства права и основных свобод и прав. Посмотрим, что произойдет.

[Отвечает Министр Лавров]

Верховный Представитель ЕС Ж. Боррель (добавляет после С.В. Лаврова): [Возвращаясь к] вопросу о Кубе. Разговор о Кубе здесь, в Москве, во время снегопада напомнил мне испанский фильм «Пальмы в снегу». Позвольте дополнить мой ответ, поскольку это может быть интересно [упомянутым] латиноамериканским журналистам. Мы выразили глубокое сожаление по поводу решения [бывшего Президента США Дональда] Трампа включить Кубу в перечень стран, поддерживающих терроризм. Они [администрация Трампа] приняли это решение в последние часы нахождения в офисе. Пользуясь случаем, хочу повторить, что мы сожалеем об этом решении и ожидаем, что новая администрация [США] вернется к ситуации, существовавшей до этого решения, принятого администрацией Трампа в последнюю минуту и способного создать массу трудностей кубинцам и торгово-экономическим отношениям между Европейским Союзом и Кубой.

Вопрос (адресован Ж. Боррелю): Г-н Боррель перед приездом в Москву Вы сказали, что отношения между Европейским Союзом и Россией находятся в самой низкой точке. Хочу спросить, можно ли найти точки соприкосновения между двумя блоками. Одной из них может стать очень актуальная здесь тема — ограничение поездок между Европейским Союзом и Россией из-за пандемии. Россияне, проживающие в ЕС по долгосрочным визам, а также итальянцы и европейцы, проживающие в России по долгосрочным визам — бизнесмены и другие, — стакиваются с серьезными трудностями при совершении поездок между двумя блоками. Знаю людей, которые не виделись с семьей год. Могут ли Россия и Европейский Союз в ближайшее время выработать решение для снятия этих трудностей? Все понимают, что из-за пандемии туризм не будет восстановлен быстро, но речь-то идет о людях, которые живут здесь.

Ж. Боррель: Никому не доставляет удовольствие вводить ограничения на поездки, но они необходимы для сдерживания пандемии [COVID-19]. Это ограничение пришлось ввести — в отношении итальянцев, проживающих в России, в отношении россиян, проживающих в Италии, в отношении всех — для защиты здоровья населения и сдерживания пандемии. Мы все работаем сообща в целях скорейшего и безопасного открытия наших обществ, экономик и границ. В настоящее время необязательные поездки в Европейский Союз временно ограничены. Страны-члены [ЕС] регулярно пересматривают перечень ограничений и обновляют его. Поверьте, невозможно предсказать, когда странами ЕС будет принято решение об открытии внешних границ Европейского Союза. Именно поэтому так важна скоординированная совместная работа для преодоления пандемии.

Вопрос (адресован С.В. Лаврову): Говоря о точках соприкосновения и вопросах, способных сближать Россию и ЕС, а не разъединять [их], хотелось бы спросить: рассматриваете ли Вы вакцину «Спутник V» как средство для сближения или как противоположный фактор, который еще больше разобщит блоки?

Верховный Представитель ЕС Ж. Боррель (отвечает после С.В. Лаврова): Хочу поздравить Россию с этим успехом. Это хорошая новость для всего человечества, поскольку у нас будет больше средств для борьбы с пандемией. Я с радостью прочитал научную статью в престижном научном журнале The Lancet, в которой объяснялось действие российской вакцины. Теперь надеюсь, Европейское агентство лекарственных средств сможет подтвердить эффективность этой вакцины для ее применения и в странах-членах Европейского Союза. Это будет хорошей новостью, поскольку на фоне наблюдаемой нехватки вакцин появится еще один источник поставок. Это приветствуется. Еще раз поздравляю российскую науку.

Вопрос (адресован Ж. Боррелю): [Министр иностранных дел России] Сергей Викторович [Лавров] накануне Вашего приезда обещал передать Вам видеоматериалы с кадрами жестких разгонов протестных акций на территории стран Европы. Удалось ли Вам ознакомиться с этими материалами? Повлияли ли они как-то на Вашу убежденность, что Европейский Союз имеет моральное право критиковать российские власти за действия по отношению к протестующим в России? Каких целей Вы добиваетесь при помощи этой критики, ведь здесь официальные лица очень четко дали понять, что не собираются не только к Вам прислушиваться, но и «не собираются принимать это во внимание»?

Ж. Боррель: У меня не было возможности посмотреть это подготовленное российскими властями видео. Однако безусловно, чрезмерное применение силы случается не только в России. Более половины видеоматериалов касалось чрезмерного применения силы в США. И должен вам сказать, что, когда это произошло (а это, к сожалению, произошло), мы сделали заявление, осуждающее чрезмерное применение силы.

Когда такое случается в стране, где действует верховенство права, должны вмешаться судебные органы, чтобы эти случаи были разобраны в суде. В случае чрезмерного применения силы есть способы навести порядок и призвать к ответственности — политической ответственности либо личной ответственности людей, действовавших жестко. В этом преимущество сильной системы верховенства права.

Вопрос: Вы об этом уже говорили во вступительном слове, но я бы хотел вернуться к этому вопросу. Что конкретно Вы сказали г-ну Лаврову в связи с вынесением приговора Алексею Навальному и подавлением мирных демонстраций? Не могли бы вы подробнее сказать об этом. Как Вы думаете, возможно ли, что в ближайшее время Европейский Союз введет санкции против восьми человек из списка олигархов, составленного [Алексеем] Навальным?

Ж. Боррель: Могу лишь повторить, что сказал вначале. Безусловно, мы говорили о деле [Алексея] Навального и людях, арестованных в ходе демонстраций. Я выразил Министру Лаврову нашу глубокую обеспокоенность и вновь повторил наш призыв освободить [Алексея] Навального и провести беспристрастное расследование его отравления. Я считаю, что полное и транспарентное расследование могло бы помочь установить, что же произошло в этой попытке отравить г-на Навального. Откровенно говоря, я могу повторить это два, три, четыре раза или столько, сколько вы хотите раз, и это будет одно и то же.

К вопросу о дальнейших санкциях, в данный момент нет предложения ни от одной страны-члена [ЕС]. Обсуждение продолжится на следующем заседании Совета ЕС по иностранным делам, а в марте главы стран ЕС проведут важное обсуждение отношений между Европейским Союзом и Россией. Мой визит [в Москву] — подготовка к этим обсуждениям. Важно прояснить, что мы хотим делать с нашими отношениями. Сегодня вместе с Министром [Лавровым] мы определили некоторые сферы, в которых можно сотрудничать как на двустороннем, так и международном уровнях, несмотря на разногласия в других [сферах]. Думаю, важно отметить, что желание сотрудничать сохраняется, несмотря на разногласия по очень важным вопросам, о которых нам также необходимо говорить.

 

Смотрите также

Peter Stano
Lead Spokesperson for Foreign Affairs and Security Policy
+32 (0)460 75 45 53