Выступление Председателя Европейского Совета Шарля Мишеля на пресс-конференции после встречи с президентом Владимиром Зеленским в Киеве
В прошлом году мне довелось трижды побывать в Украине. И ровно год назад, в марте того года, мы вместе ездили в Донбасс. Я тогда сказал: «Россия – не посредник. Россия – сторона конфликта». И сегодняшняя ситуация доказывает, что я был прав.
Сегодня утром я побывал в Бородянке, чтобы своими глазами увидеть, что там произошло. Я встретился с людьми. Нет слов, чтобы описать, что я чувствую – не как Председатель Европейского Совета, а как отец, как человек. Это зверства. Это военные преступления. Виновные должны понести наказание. Они должны заплатить за то, что сделали там и во многих других городах и районах Украины.
Сейчас я, как и вы, думаю о людях: о солдатах, о мирных жителях Донбасса, Мариуполя и других городов, которые сражаются за свою жизнь, за суверенитет Украины. И я прекрасно знаю, что они борются за наши европейские ценности, за свободу, за демократические принципы.
Мы полны решимости сделать все возможное, чтобы поддержать Украину, потому что мы хотим, чтобы Украина победила. И поэтому мы будем использовать все возможные инструменты, которые есть в нашем распоряжении. Конечно, финансовая поддержка очень важна. У нас была возможность более подробно поговорить об этом с президентом, и несколько недель назад, после телефонного разговора, мы решили создать трастовый фонд солидарности с Украиной. В ближайшие дни, 5 мая, состоится международная конференция доноров, которая станет отправной точкой для этого трастового фонда. Мы организуем ее вместе с Польшей и Швецией при поддержке Европейской Комиссии, всех стран-членов ЕС и многих международных игроков.
Мы также тесно сотрудничаем с международными организациями, такими как Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и т.д., чтобы мы гарантированно могли мобилизовать средства в поддержку Украины, которые пойдут на оплату ее социальных расходов, необходимых в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Кроме того, очень важно как можно скорее начать программу восстановления страны. Я могу заверить вас, что ЕС поможет вам восстановить вашу страну.
Сегодня мы обсудили интересные стратегические идеи, практические и конкретные, которые позволят ускорить этот процесс. Я настроен оптимистично, думаю, что в течение следующих дней и недель мы проясним, какую именно поддержку мы можем оказать. И для того, чтобы добиться успеха, мы также обсудим восстановление страны и необходимые инвестиции в инфраструктуру и в разные сферы.
Вторая важная тема – военная поддержка. Впервые в истории Европейский Союз принял решение предоставить летальное вооружение. Это решение было принято через два дня после начала войны. Я очень хорошо это помню и никогда не забуду. Вы, Владимир, позвонили мне в субботу, через два дня после начала войны, и попросили меня заняться координацией усилий, чтобы начать поставки военной техники. И нам удалось за несколько часов убедить страны-члены Европейского Союза предоставить военную технику. Мы приняли решение о первом транше в размере 500 млн евро, а сейчас бюджет, выделенный на поддержку вооруженных сил Украины, уже составляет 1,5 млрд евро, и день за днем, постоянно консультируясь с вами, мы пытаемся убедить государства-члены ЕС оказать вам еще и двустороннюю помощь, чтобы удостовериться, что мы даем то, что в чем вы нуждаетесь. Мы очень детально обсудили ваши потребности и возможности того, как нам вместе со странами-членами ЕС и другими партнерами предоставить вам средства, необходимые для борьбы и победы в этой войне.
Третий пункт – это политическая поддержка. И здесь я хотел бы сказать, что, конечно, я понимаю и с огромным уважением отношусь к свободному и демократическому решению, принятому правительством Украины. Когда вы решили подать заявку на вступление в ЕС, мы передали поручение Комиссии немедленно, всего за несколько дней. Обычно Комиссия публикует заключение через восемь месяцев. Мы тесно сотрудничаем по этому вопросу. Заключение Комиссии будет готово к концу июня. Затем я должен буду определить, когда я смогу включить этот вопрос в повестку дня Европейского Совета и Совета ЕС, чтобы у нас была политическая дискуссия для достижения прогресса в этом деле.
Я также хочу поделиться с вами одной мыслью: я чувствую, как сильно нас поддерживают, чтобы мы гарантированно могли предоставить Украине конкретную помощь, которая позволит ей двигаться по выбранному ею пути в ЕС. И я уверен: то, что вы демонстрируете изо дня в день, – это доказательство того, что вы полностью привержены демократическим принципам, свободам и что вы боретесь не только за будущее украинских детей, но и за европейские фундаментальные принципы и ценности.
Мы также намерены предоставить гуманитарную помощь. Мы намерены оказывать поддержку, чтобы восторжествовали международное правосудие и справедливость, потому что без справедливости нет мира. Вот почему очень важно собирать доказательства и поддерживать всех, кто занимаются этой важной работой.
Наконец, мы обсудили санкции, потому что мы понимаем, что должны оказать давление на режим, на Кремль. Мы приняли много конкретных мер. Этого недостаточно, и поэтому мы постоянно работаем над усилением давления. Сегодня мы снова обсудили этот вопрос в деталях и определили некоторые дополнительные пункты, которые могут быть включены в предложения для Совета, чтобы у нас была возможность оказывать максимальное давление на Россию.
Наконец, последнее слово. Уважаемый Владимир, мы впервые встретились около трех-четырех лет назад, и это стало отправной точкой в наших личных отношениях, основанных на доверии. Я хочу сказать Вам, что я и мы все чрезвычайно впечатлены Вашими лидерскими качествами. Они стали отражением храбрости и мужества народа Украины. Вы не одиноки. Мы с вами. И мы сделаем все возможное, чтобы поддержать вас и добиться того, чтобы Украина выиграла войну. Спасибо.