THIS CONTENT HAS BEEN ARCHIVED

ЕС и АСЕАН должны вместе бороться с ростом геополитической напряженности

Блог Верховного Представителя ЕС: Азия – самый динамичный регион в мире, и основные сложные международные процессы разворачиваются в Юго-Восточной Азии. ЕС должен расширять свое присутствие и активность в этом стратегически важном регионе. Ключевым аспектом для этого является работа с АСЕАН и углубление нашего стратегического партнерства.

В конце прошлой недели я председательствовал в Джакарте на Постминистерской конференции АСЕАН-ЕС (мероприятие называется так, потому что проводится после Министерской конференции АСЕАН) и участвовал в Региональном форуме АСЕАН (РФА).

Визит прошел в ситуации, когда Юго-Восточная Азия, центр мирового экономического роста, столкнулась с активной геополитической динамикой, вызванной нарастанием соперничества между США и Китаем. Эта конфронтация вызывает общую обеспокоенность в странах Юго-Восточной Азии, поскольку они сталкиваются с усилением поляризации и экономически-технологической угрозой раскола между двумя крупнейшими мировыми державами. При этом растет напряженность в сфере безопасности в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, где размещение вооружений, пересечение территориальных претензий и проведение военно-морских учений создает трения между соседями. АСЕАН и Китай ведут переговоры по поводу подписания Кодекса поведения в Южно-Китайском море, однако они вряд ли завершатся в обозримом будущем. Одновременно США проявляют все большую активность в регионе, отстаивая тенденцию к «свободе навигации» в Южно-Китайском море.

АСЕАН – далеко не монолитный блок, и между ее членами существуют важные различия, причем не только в системах управления. Некоторые из этих стран исторически, политически и экономически близки США, другие же ближе Китаю. Однако все они хотели бы избежать необходимости переходить в какой-то один лагерь и выбирать, с кем интегрироваться плотнее. Важнейшим аспектом здесь также является так называемая «центральная роль АСЕАН» (ASEAN Centrality): АСЕАН не только имеет необычайно высокий организационный потенциал, но и характеризуется нейтральностью, избавляющей десять ее участников от необходимости делать бинарный выбор между двумя державами. 

Тревожность из-за геополитического соперничества и напряженности в Индийско-Тихоокеанском бассейне ощущается во всем мире, а вот для самого региона российская агрессивная война против Украины серьезным поводом для беспокойства является лишь в связи с ценами на продовольствие, энергоносители и удобрения. Не все страны АСЕАН проголосовали за резолюции ООН с осуждением России; больше чем за год АСЕАН не приняла ни одного заявления относительно Украины. Принцип консенсуса в АСЕАН, состоящей из разнообразных членов, не позволяет ей называть и осуждать агрессора. Не было и попыток исключить Россию из числа участников встреч под эгидой АСЕАН. Большинство членов организации видят российское вторжение сквозь призму общемировых экономических последствий и собственного исторического опыта. Единству в рядах АСЕАН угрожает еще один серьезный внутренний фактор – Мьянма. С тех пор, как более двух лет назад там случился военный переворот, прогресс в выполнении Пятипунктного консенсуса, согласованного членами АСЕАН, если и был, то минимальный, и взгляды на то, что делать с Мьянмой, все больше расходятся. Еще один кризис, который у всех на уме, спровоцирован Корейской Народной Демократической Республикой, которая не перестает угрожать всему региону баллистическими ракетами и ядерным потенциалом.

Партнерство ЕС с АСЕАН и мой визит в Джакарту

ЕС и АСЕАН – две наиболее развитые организации региональной интеграции в мире. Они понимают друг друга на многих уровнях, несмотря на то, что ряд членов АСЕАН не являются нашими единомышленниками по демократии. Обе организации выступают за эффективный мультилатерализм, свободу торговли, «зеленые» и цифровые преобразования, а также инфраструктурную сопряженность.

За последние годы в отношениях ЕС с АСЕАН наблюдались некоторые успехи (например, установление Стратегического партнерства, Всестороннее соглашение о воздушных перевозках [ВСВП], подробный План действий на 2023-2027 гг.), кульминацией чего стал Юбилейный саммит ЕС-АСЕАН в декабре 2022 года, закрепивший растущую положительную политическую динамику Стратегического партнерства между ЕС и АСЕАН.

Мое присутствие от имени ЕС на двух встречах АСЕАН в Джакарте дало возможность упрочить наши связи, показать ЕС как надежного партнера, обсудить события в регионе и мире, а также реализовать наши политические и экономические интересы.

Постминистерская конференция ЕС-АСЕАН, сопредседателем которой я выступил лично вот уже второй раз (в прошлом году она прошла в Камбодже), это ежегодная встреча министров иностранных дел стран АСЕАН с их партнерами по диалогу (одним из 11 таких партнеров является ЕС). Она проводится в формате «10+1» с каждым из 11 партнеров АСЕАН по диалогу, что дает возможность проанализировать инициативы в области сотрудничества и обменяться мнениями по вопросам, вызывающим общую озабоченность. Региональный форум АСЕАН (РФА) посвящен сотрудничеству в области безопасности. На нем представлен весь состав организации (10 членов АСЕАН + 17 партнеров). В этом году Индонезия председательствовала на Региональном форуме АСЕАН.

В ходе обеих встреч я подчеркивал, что ЕС привержен принципу центральной роли АСЕАН и намерен активизировать сотрудничество на площадках, где АСЕАН играет центральную роль. Несмотря на географическую удаленность, между Европой и Индо-Тихоокеанским регионом существует экономическая взаимозависимость, и обе стороны напрямую заинтересованы в безопасности друг друга. С учетом потребности Европы в устранении политических и экономических рисков путем диверсификации и развития отношений с партнерами из этого динамичного региона быстрое развитие нашего сотрудничества вполне естественно.

На Региональном форуме АСЕАН я сконцентрировался на пяти мировых и региональных вопросах: связи между климатическим кризисом и безопасностью, Корейском полуострове, Мьянме, Тайване и Южно-Китайском море, а также на военном вторжении России в Украину. Эти темы широко обсуждались; акценты, ход и атмосфера встречи отлично отражали региональные трения и расхождения взглядов.

Такие партнеры-единомышленники, как США, Новая Зеландия, Канада, Республика Корея, Япония и прочие выразили схожие позиции касательно вторжения России в Украину. Министр иностранных дел России Лавров повторял свои хорошо известные искаженные и зачастую абсурдные взгляды на так называемые коренные причины нападения его страны на соседнюю. Он озвучил искаженную агрессивную антизападную риторику, выставляя приносящие несчастья действия России как действия, которые улучшают мир и делают его стабильнее. Госсекретарь США Блинкен разложил факты по полочкам. Китай занимал менее конфронтационную позицию, представляя себя в качестве стабилизирующего игрока, стремящегося к миру и процветанию и поддерживающего реальное экономическое развитие.

Двусторонние контакты

Я провел очень конструктивные двусторонние встречи с азиатскими партнерами, в том числе с Заведующим Канцелярией ЦК Коммунистической партии Китая по иностранным делам Ван И. Поскольку две мои поездки в Китай в апреле и июне пришлось отложить из-за медицинских факторов с обеих сторон, мне было важно с ним встретиться. В ходе встречи мы говорили о последних событиях в развитии отношений ЕС и Китая и о том, как управлять этими отношениями ответственно. Мы подробно поговорили о значении понятия «устранение рисков», и я пояснил, почему Европе важно сократить чрезмерную зависимость – не только в отношении Китая, но в двусторонних экономических отношениях в целом. Я также рассказал об ожиданиях ЕС в отношении роли Китая в прекращении войны России против Украины. Я призвал Заведующего Канцелярией Ван И использовать влияние Китая на Россию, а также заметно и эффективно оказывать Украине дальнейшую гуманитарную помощь. Мы также поговорили о Тайване, и я вновь подтвердил, что ЕС придерживается политики единого Китая, что на практике означает непризнание нами независимости Тайваня. Всем нам крайне важно поддерживать стабильность и статус кво в Тайваньском проливе, и нам необходимо углублять взаимодействие в решении общих мировых проблем. С нетерпением жду приближающегося Стратегического диалога в Пекине, где мы сможем подробнее обсудить эти вопросы и подготовиться к следующему Саммиту ЕС-Китай. 

В ходе других встреч, с министрами иностранных дел Индии, Индонезии, Лаоса, Филиппин, Республики Кореи, Турции, а также новым Генеральным секретарем АСЕАН я ощущал серьезную потребность в сохранении АСЕАН в качестве фундаментального элемента в сегодняшнем изменчивом мире, с какими бы вызовами АСЕАН ни сталкивалась, будь то Мьянма, КНДР или Южно-Китайское море.

Боюсь, что не все в Европе в полной мере осознают важность Азиатского регионального форума, и это ошибка. Как часто в одном помещении собираются Энтони Блинкен, Ван И и Сергей Лавров, плюс министры иностранных дел Индонезии, Японии, Северной и Южной Корей, Индии и Пакистана, а также других стран? Иными словами, центральную роль АСЕАН не стоит недооценивать, и нам стоит ее поддерживать, если мы хотим быть заслуживающим доверия игроком на современной мировой арене. 

HR/VP box
HR/VP Josep Borrell cartoon

“A Window on the World” – by HR/VP Josep Borrell

Blog by Josep Borrell on his activities and European foreign policy. You can also find here interviews, op-eds, selected speeches and videos.