Неформальная встреча министров иностранных дел стран ЕС в формате видеоконференции: выступление Верховного Представителя ЕС Жозепа Борреля на пресс-конференции
«Благодарю вас всех за участие в этой пресс-конференции по итогам четвертой за неделю встречи министров иностранных дел [стран ЕС].
Все сознают, что настали беспрецедентные времена, что мы живем в исторический момент. Я понимаю, что словом «исторический» излишне часто пользуются и злоупотребляют, но сейчас момент явно исторический. Причины тому две.
Во-первых, впервые с окончания Второй мировой войны военная держава вторглась в другое суверенное государство в нарушение международных правил. Во-вторых, реакция на это европейцев удивила многих — начиная с самих россиян. Часто говорят, что важнейшие этапы строительства единой Европы до сих пор были спровоцированы кризисами, происходили во время кризиса или из-за него, и думаю, один из таких моментов может быть сейчас, когда кризис дает нам возможность развития, движения вперед. Сейчас пало очередное табу — запрет на применение Европейским Союзом своих ресурсов для поставок вооружений одной стране, подвергшейся нападению другой.
Да, времена беспрецедентные. Потому что к нашим границам вновь подступила война. Поэтому сейчас определяющий момент европейской истории; переворачивается историческая страница, и сейчас мы работаем круглосуточно. Я горжусь тем, что Европейски Союз проявил способность выполнять обязательства и помогать своим соседям в экстренной ситуации. Хорошо, что мы способны выполнить обязательства в экстренной ситуации, когда в одну из наших соседних, партнерских стран вторгается Россия.
Мы плотно работали на выходных, стремясь обеспечить к завтрашнему дню, когда начнут работу центральные банки, принятие ряда решений, которые должны быть приняты, согласованы и [обеспечены] нормативно-правовой базой.
Наша встреча была неформальной, а как вы знаете, на таких встречах не принимаются конкретные решения и меры. На них достигаются политические договоренности, которые в последующие часы претворяются посредством письменной процедуры в правовые инструменты и четкие, конкретные решения.
Но Совет [по иностранным делам] дал оценку, поддержал и дал политическое согласие на формирование пакета мер поддержки украинских вооруженных сил. На новые санкции, на дипломатическое взаимодействие с целью изоляции России, на меры поддержки Украины и региона и меры борьбы с дезинформацией.
Поскольку в Украине ведется полномасштабная война и мы хотим сделать все для поддержки Украины, то решили использовать свои ресурсы для предоставления украинской армии оружия — летального оружия, летальной помощи — на сумму 450 млн евро и нелетальных припасов — [включая] топливо и защитные средства — еще на 50 млн евро.
Все это будет выделено из средств Европейского фонда мира и межправительственных средств. Мы сделаем это впервые в истории. С этим решением согласились все, или, по крайней мере, против него не возразил никто.
Хочу также поблагодарить Польшу, предложившую себя в качестве логистического узла для передачи этой материальной помощи Украине. Финансирование мы утвердили. Завтра министры обороны проведут встречу для согласования того, как превратить эти средства в материальные запасы и как перевезти их к линии фронта украинским вооруженным силам, борющимся с российским вторжением. Благодарю Польшу за выступление в качестве логистического узла. Мы также будем работать над укреплением кибербезопасности Украины.
В части санкций мы условились увеличить [число] людей и организаций, в отношении которых будут действовать ограничительные меры. Полный список будет составлен Комитетом постоянных представителей и опубликован завтра.
В него войдут российские олигархи и бизнесмены, для которых попадание в санкционный список будет иметь огромные экономические последствия, а также политические фигуры, играющие ключевые роли в путинской России — как в пропаганде, так и в военной сфере.
Кроме того, мы решили закрыть воздушное пространство Европейского Союза для российских воздушных судов. С европейских аэродромов не сможет взлететь ни одно российское судно, и ни одно не сможет на них приземлиться.
В соответствии с договоренностями, о которых уже вчера рассказала Председатель [Европейской Комиссии Урсула] фон дер Ляйен по итогам работы с членами «Группы семи», мы принимаем уже одобренный Советом ЕС пакет мер — с некоторыми оговорками по содержанию, но с полной поддержкой этих мер, уже эффективно подрывающих российский финансовый рынок. Мы отключаем от системы SWIFT ряд российских банков. Вы знаете, что это обсуждалось, и вы, пресса, спрашиваете об этом уже не первый день. Это обсуждалось недавно на заседании Европейского Совета. Тогда нужный консенсус не был достигнут, но мы продолжили прорабатывать этот вопрос, ведь, как я уже сказал, рассматриваются все варианты. Мы продолжили обсуждать этот вопрос с партнерами-единомышленниками, поскольку такая мера должна приниматься по согласованию с другими странами — в одиночку ее принять сложно. Мы пришли к соглашению об отключении от системы SWIFT некоторых российских банков и о наложении ограничительных мер, которые парализуют активы Центрального банка России. Эта мера позволит заморозить более половины или примерно половину финансовых резервов Центрального банка России. Ведь он держит их в банках стран «Группы семи», и это примерно половина резервов российских властей. Эти резервы будут заморожены, что скажется на большей части финансовой системы России.
Как я сказал, это делается во взаимодействии с нашими международными партнерами и несет четкий посыл: россияне, поддерживающие вторжение в Украину, заплатят за это очень дорого.
Мы нацелились на состояния путинской элиты, людей, поддерживающих его и получающих выгоды от этого режима. И помимо этого нового пакета санкций мы активизируем работу над специализированными режимами санкций для борьбы с коррупцией, а также информационными манипуляциями и вмешательством извне.
Третье направление сегодняшней работы министров [иностранных дел] — задействование дипломатических усилий, которые уже дают свои результаты, как видно по итогам голосования в Совете Безопасности ООН, где никто не поддержал Россию, и работа по максимизации международного осуждения и изоляции России. Россия будет изолирована международным сообществом.
Одним из результатов нашей коллективной дипломатической работы стал итог голосования в Совете Безопасности ООН, а теперь и ожидаемая в среду резолюция Генеральной Ассамблеи.
Мы ведем интенсивную дипломатическую работу в международных и региональных организациях по максимальной изоляции России.
Совет Европы уже приостановил право голоса России. Ведутся обсуждения в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). В понедельник в Женеве в Совете по правам человека ООН пройдут важные прения. Мы продолжим в этом направлении.
Четвертое — поддержка людей, пострадавших от конфликта, которым потребуется гуманитарная помощь; людей, которые покидают страну. Нельзя назвать их мигрантами, это просто беженцы в поисках убежища от войны. Нас крайне беспокоит гуманитарный аспект этой трагедии, необходимо действовать быстро, чтобы поддержать этих людей и принимающие их страны. Мы активировали Механизм гражданской защиты ЕС, и 18 стран ЕС направляют Украине жизненно необходимое гуманитарное оборудование. Для людей в Украине и ее покидающих. Мы столкнемся со сложной ситуацией, но мы к ней готовы. Посмотрим, что будет в ближайшие дни, но число людей, покидающих Украину, определенно растет.
И последний пункт — то, что представляет интерес для вас, работающих в информационной отрасли, — это необходимость борьбы с дезинформацией. Необходимо противостоять нарративам российских государственных СМИ.
Поскольку дезинформация становится масштабной, превращаясь уже в полноценную военную пропаганду.
Почитайте обзоры, публикуемые [Группой] стратегических коммуникаций [Европейской службы внешних связей] на сайте EUvsDisinfo, и увидите, как российские СМИ описывают происходящее в Украине и Президента [Украины Владимира] Зеленского.
Необходимо бдительно следить за очевидными манипуляциями, ведь Путин хочет завоевать не только территории, но и умы. С этим необходимо бороться.
Поэтому мы запретим Russia Today и «Спутнику» вещание в Европейском Союзе. Поскольку они чемпионы информационных манипуляций.
Мы также договорились расширить поддержку независимых СМИ в Украине и России.
И наконец, что не менее важно, нас волнует судьба всего региона. Мы опасаемся, что Россия на Украине не остановится. Ее влияние может распространяться на соседние страны, Молдову и Грузию, а также сказываться на странах Западных Балкан.
Необходимо очень внимательно следить за происходящим в регионе. Я планирую посетить Молдову, как посетил в первые дни этого года Украину.
Необходимо бдительно отслеживать влияние этого кризиса на страны Западных Балкан и следить за событиями, позициями и соответствием внешней политики стран-кандидатов на членство в ЕС нашей внешней политике.
В заключение скажу, что это решающий момент, в который Европейский Союз должен сплоченно проявить стратегическое мировое лидерство. Действовать слаженно и быстро. Это также повод задуматься о природе Европейского Союза и о том, каким мы хотим его видеть в будущем, поскольку стоящие перед нами как европейцами вызовы дальше будут расти. К этому нужно быть готовыми ради самих себя и ради будущих поколений.
Мы часто говорим, что Европейский Союз родился после Второй мировой войны, в стремлении к миру и благополучию. Мир и благополучие мы получили. Европейский Союз — это мирный проект. И мы хотим и далее бороться за мир ради себя и всего человечества.
Мы хотим сохранить мир в Европе, но нужно быть готовыми этот мир защитить. Происходящее в Украине пробудит к действию тех, кто верит, что только в единстве европейцы смогут преодолеть будущие вызовы».
* Возможны расхождения между произнесенной речью и данным текстом
Подробнее (на английском языке)
Неформальная встреча министров иностранных дел стран ЕС в формате видеоконференции: выступление Верховного Представителя ЕС Жозепа Борреля на пресс-конференции (включая ответы на вопросы СМИ)